Жизнь по законам
Роберта Флаэрти:
Лучшие фильмы «Флаэртианы»
В Перми завершился один из старейших в России фестивалей документального кино «Флаэртиана». Этот киносмотр обладает очень самобытным характером и узнаваемым лицом: все фильмы программы, будь то международная или национальная, студенческий конкурс или спецпоказы, отбираются на фестиваль, если они были сняты по кинематографическим законам всемирно известного кинематографиста Роберта Флаэрти.

Кинокритик Юлия Шампорова побывала на «Флаэртиане» и рассказывает о лучших фильмах, прибывших в Пермь прямиком с престижнейших мировых киносмотров документального кино, Международного фестиваля документального кино
в Амстердаме (IDFA), Каннского кинофестиваля, кинофестиваля в Эль Гуне, Cinemamed в Бельгии, Шанхайского международного кинофестиваля, Токийского фестиваля документального кино
и многих других.

«Человек с киноаппаратом» реж. Дзига Вертов
Американец Роберт Флаэрти, фильм которого «Нанук с Севера» о жизни эскимосов, населяющих берега Гудзонова залива в Канаде, принес ему мировую славу, часто инсценирует реальность, создавая, по сути, смесь документального и игрового кино с использованием большого количества постановочных сцен. При этом он на годы погружается в реальность своих героев и подолгу наблюдает за ними.
Первопроходец документального кино и кинохроники Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман) снимал действительность, преобразуя ее в художественные образы. Автор «Человека с киноаппаратом», одного из самых известных документальных фильмов всех времен, привнес в мировой кинематограф большое количество съемочных приемов и техник, включая методику «скрытой камеры» и «киноглаза».
Юлия Шампорова
Рассказываем о самых ярких фильмах киносмотра.
Дзига Вертов в своем творчестве использовал термин «жизнь врасплох» для обозначения несрежессированной действительности, он был основоположником использования скрытой камеры в документальной режиссуре, которая стала очень популярна в 1960-е годы. Вертов не режиссировал жизнь, но творил совершенно поразительные вещи с тем, что он отснял, на монтаже: темпоритм, игра масштабами, цейтрафер, двойная экспозиция.

Роберт Флаэрти, в свою очередь, мог ставить режиссерские задачи перед своими героями, если они не противоречили повседневности этих героев. Флаэрти ввел в документалистику метод первичной ситуации, когда режиссер инсценирует разные обстоятельства из жизни героев. Он, например, принес патефон в дом Нанука и снял реакцию детей на него. Планы у Флаэрти – более длинные, в них акцент сделан на действие, в то время, как у Вертова – планы – знаки, соединенные рубленым монтажом.
«Флаэртиана» в этом году празднует юбилей, 25-й фестиваль и 30 лет существования (вначале фест проходил раз в два года). Своим возникновением киносмотр обязан пермским документалистам Павлу Печенкину, который до сих пор является его президентом, и Владимиру Соколову. Крестным отцом «Флаэртианы» стал Наум Клейман, а первыми гостями – легендарные Элем Климов, Армен Медведев, Клим Лаврентьев. С 1995 года фестиваль показал тысячи фильмов, привез сотни режиссеров из разных стран мира и еще раз доказал, что люди из любых уголков планеты, какими бы разными они ни были, все же похожи друг на друга: все они стремятся к миру, любви, творчеству, самореализации.

Однако корни киносмотра идут еще дальше: на заре появления документального кино в мировом кинематографе появились две тенденции, два метода работы с документальным материалом, которые надолго определили то, как создается документальное кино вплоть до сегодняшнего дня. Эти методы разработали наш соотечественник Дзига Вертов и американец Роберт Флаэрти.
«Нанук с Севера» реж. Роберт Флаэрти
Фото: flahertiana.ru
Жанр наблюдения
с использованием метода «привычной камеры» стал визитной карточкой Роберта Флаэрти и одним из принципов отбора фильмов на фестиваль «Флаэртиана». А статуэтки для наград режиссеров выполнены
в образе маленького Нанука, героя Роберта Флаэрти.
Роберт Флаэрти
Дзига Вертов
«Она танцует у моря»
режиссеры Цзянь Фань и Изабелла Цзань
Сюхуа Юй – самая известная современная поэтесса Китая, опубликовавшая шесть книг общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Она родилась с детским церебральным параличом в сельской местности и в 19 лет, сразу после окончания школы, вступила в брак по договоренности, лишенный любви. В 2007 году Юй начала серьезно заниматься поэзией, а в 2014-м, после того как ее стихотворение «Я пройду пол-Китая, чтобы спать с тобой» стало вирусным, выпустила первый сборник, обрела финансовую независимость и расторгла 20-летний брак. В 46 лет Юй впервые влюбилась. Но чем глубже она погружалась в новые отношения, тем больше приходилось жертвовать, пока она не оказалась перед мучительным выбором…
— так создатели рассказывают о своей героине, однако многое все же остается недосказанным…
Одна из главных сложностей в документальном кино – представить многогранного, сложного героя, не того, каким он хочет казаться и каким он видит себя, но максимально реалистичного и комплексного.
Это очень хорошо получилось сделать режиссерам картины «Она танцует у моря»: у них героиня, страдающая от болезни, мучающаяся творческим кризисом, сомнениями относительно своего брака может быть и трагической фигурой, вызывающей сопереживание, и капризной, незрелой, пьяной
и вызывающей отвращение. Сюхуа Юй, несмотря
на свой недуг, прославилась в Китае благодаря максимальной открытости и честности в вопросах физической любви и влечения, которые не принято обсуждать в обществе. Эти характеристики вполне применимы и к фильму, в котором героиня предстает максимально честно.
Для выпускника Пекинской академии киноискусств, члена гильдии доккино Американской киноакадемии и участника и призера мировых кинофестивалей Цзяня Фаня и его коллеги Изабеллы Цзань картина
о судьбе суперпопулярной китайской поэтессы «Она танцует у моря» стала второй по счету, посвященной одной и той же героине. На протяжении десяти лет режиссеры снимали фильм о судьбе Сюхуа Юй, о ее становлении в качестве поэтессы и ее эмансипации, по сути, за долгие годы они стали хорошими друзьями. Поэтому когда в судьбе женщины возник новый этап – влюбленность и подготовка
к замужеству с человеком, намного младше ее, кинематографисты снова взялись за камеры.
Победителем «Флаэртианы», обладателем «Большого золотого Нанука» за лучший фильм и денежного приза стала китайская картина «Она танцует у моря».
«Тетушка Ху
и ее райский сад»
режиссер Пань Чжици
Сочетание психологической травмы и несомненной тяги к творчеству и коллекционированию приводят к появлению сада и того образа жизни, который много лет ведет Тетушка Ху. При этом она не потеряла веру в людей и готова помогать нуждающимся: женщина сдает комнаты для бедных людей за минимально возможную сумму и даже готова иногда дать взаймы нуждающимся соседям, без ее помощи многие постояльцы просто оказались бы на улице. Со временем дом, где живет женщина, отдают под снос, сад уничтожают, а Тетушке Ху приходится перебраться в небольшую квартиру своего сына, где она начинает собирать свой небольшой, но уже настоящий сад.
Однако за странным поведением героини скрывается жизненная трагедия и, очевидно, спровоцированная ей психическая болезнь. В молодости друзья Тетушки взяли у нее взаймы большую сумму денег, их бизнес прогорел, деньги они не вернули, муж выгнал женщину из дома, и она вынуждена была всю жизнь вести очень скромное существование на грани нищеты. Тетушка Ху до сих пор винит себя в случившемся, в одном из наиболее трагических монологов картины она признается, что считает себя человеком, который не достоин тратить на себя деньги, поэтому много лет она собирает на помойках еду, которую оставляют для животных и ест ее…
Картина «Тетушка Ху и ее райский сад» завоевала премию «Золотой кубок» Шанхайского международного кинофестиваля за лучший документальный фильм, победила в документальной программе Московского международного кинофестиваля в этом году, а также удостоилась второго по значимости приза международной программы «Флаэртианы» «Серебряный Нанук»
за открытие новых тем и героев и денежного приза.

В течение 12 лет режиссер Пань Чжици снимал пожилую женщину, Тетушку Ху, которая живет в бедном районе китайского города Чунцина и создает сад во дворе дома, где живет. Правда, обитателями сада становятся не деревья и растения, а объекты, которые Тетушка находит на городских свалках
и помойках. С годами сад растет и наполняет все уголки свободной территории двора, превращаясь
в буквально горы мусора, но Тетушка Ху продолжает любовно наполнять свой сад, а туристы из Европы, заслышав о невиданном «арт-объекте», специально приезжают сюда сфотографироваться с создавшей его современной «художницей» и садом.
«Укигуса: жизнь как роль»
режиссер Мохамед Ганем
Режиссер картины приглашает зрителя не только насладиться красочностью и экспрессией японского театра, но и побывать в «святая святых», за кулисами, и увидеть, как актеры репетируют, готовятся
к спектаклям, одеваются и гримируются, тренируют следующие поколения к выходу на сцену. Кстати, грим в тайсю энгэки занимает огромную часть жизни актеров, поскольку требует тщательного нанесения разнообразных косметических средств в несколько слоев. Татибана Дайгоро, в основном, общается
с автором фильма, нанося или снимая грим, он вспоминает, как отправился на похороны отца прямо из репетиционного зала, а потом вернулся на дневное представление, вспоминает, как маленьким впервые выходил на сцену и побеждал в молодежных конкурсах, размышляет о своей профессии и о том, как важно в жизни отдавать себя тому,
что по-настоящему нравится.
По традиции, роли в кабуки исполняют только мужчины-актёры в эффектных костюмах и очень сложном гриме. Театр тайсю энгэки – отдельное, очень особое явление в Японии, однако менее распространенное и популярное. Здесь также драматическое исполнение соседствует
с танцевальными номерами и битвами на мечах. Татибана Дайгоро – звезда театра тайсю энгэки. Родители с раннего детства обучали его музыке
и актерскому мастерству, и его путь, во многом, был предрешен. Он создал свою собственную труппу и вместе с друзьями и родственниками колесит по стране со своими представлениями. Актер, по древней японской традиции, является исполнителем женских ролей (оннагата), сочетая в своем исполнении великолепную актерскую игру с утонченностью и сдержанностью.
Картина французского кинематографиста Мохамеда Ганема получила приз зрительских симпатий на Токийском фестивале документального кино
в Японии.

«Укигуса: жизнь как роль» рассказывает
о талантливом актере Татибана Дайгоро японского бродячего театра тайсю энгэки, происхождение которого принято отсчитывать от кабуки, традиционного вида японского театра, появившегося в начале XVII века и сочетающего в себе пение, музыку, танец и драматическое представление.
«Бродячий оркестр»
режиссер Даниэле Чини
Вся семья музыканта в нескольких поколениях занималась музыкой, но никто не осмеливался сделать ее своей профессией, у Чезаре это получилось. Выходец из небольшого итальянского города Саленто, уже в семь лет он играл на трубе в местном оркестре. А в юности чуть ли не сквоттером вместе с друзьями поселился в заброшенном доме, которому дали имя Albania Hotel. Здесь молодые люди наслаждались свободой и творчеством, искали новые музыкальные направления, много репетировали и создали свою музыкальную коммуну. С самыми преданными друзьями из Albania Hotel трубач до сих пор гастролирует по всему миру, не исключая родной Италии и знаковой для себя Албании. Выступления оркестра Чезаре сочетают в себе музыкальное представление, уличное шествие, цирковое искусство и танцы.
Картина итальянского режиссера, сценариста
и писателя Даниэле Чини, снятая в лучших традициях фильмов Федерико Феллини, получила на «Флаэртиане» приз зрительских симпатий, а также специальное упоминание жюри.

Фильм рассказывает о бунтаре-музыканте, который не изменил своей хиппи-юности и не продал свое творчество и себя заодно большим музыкальным корпорациям. Талантливый и чрезвычайно независимый трубач Чезаре дель Анна играет музыку, вдохновленную балканскими мотивами. В России похожую музыку знают по музыкальному коллективу и фильмам Эмира Кустурицы.
Прожив свою жизнь свободно в качестве «бродячего» музыканта, Чезаре гордится тем, что не стал вписываться в законы больших корпораций, не заключил контракт с Sony или другими звукозаписывающими студиями, а жил так, как подсказывало ему его творческое вдохновение.