10 лучших фильмов фестиваля «Короче»
Коротко о главном:
В Калининграде объявил победителей «Короче», один из важнейших российских фестивалей короткометражного и дебютного кино,
по которому «сверяют часы» продюсеры, кинокритики и другие профессионалы индустрии. Ведь именно здесь можно обнаружить восходящие звезды режиссуры и понять, что волнует буйные головы приходящих в кино молодых (и зрелых) людей сегодня. Кинокритик Юлия Шампорова побывала на фестивале и специально для Dreamcast рассказывает о лучших фильмах фестиваля.

«Идеально отвергнутые» реж. Юлдус Бахтиозина

«Счастлив, когда ты нет» реж. Игорь Марченко
«Сводишь с ума» реж. Дарья Лебедева
выбрав в качестве победителя картину «Счастлив, когда ты нет» Игоря Марченко с Сашей Бортич и Гошей Токаевым про 30-летних с разболтанной психикой, которые и хотели бы найти счастье в отношениях, но для этого нужен очень хороший психотерапевт. Поскольку таких проблем хватает и в жизни, картину высоко охарактеризовали и многие критики.
Однако, на наш взгляд, совершенно незаслуженно обошли вниманием сделанную в чистом жанре фантастическую романтическую комедию «Сводишь с ума» Дарьи Лебедевой с трогательным актерским тандемом Милы Ершовой и Юрия Насонова, ставшую абсолютным зрительским хитом. Видимо, хоть отборщики и позиционируют программу дебютного кино как зрительскую, жюри пока по привычке смотрит в сторону авторского и арт-мейнстрим кино.
Это при том, что в конкурсе короткого метра было всего три анимационных работы, а среди наград была отдельная номинация за лучшую анимацию. Ее, кстати, взяла атмосферная работа Гургена Алояна «Наблюдение», название которой, в общем-то, передает ее суть. Приз за лучший сценарий получила ироничная картина о несчастной любви «Как холодцы попадают в холодильник» Олега Афонина, а приз за операторскую работу —
«Наш год» Владимира Борисова, снятая преимущественно на Куршской косе и изобилующая величественными и грозными видами Балтийского побережья. «Цензурократия» Никиты Миклушова, осмысляющая цензуру в кино и искусстве, получила сразу две награды, Диплом жюри и Специальный приз издания «Искусство кино».

Жюри конкурса короткого метра, в которое в этом году вошли Михаил Врубель, Анна Чиповская, Евгений Сангаджиев и Роман Евдокимов, приняли довольно провокационное (и не лишенное смысла) решение вручить приз за режиссуру фильму «Идеально отвергнутые» Юлдус Бахтиозиной, полностью созданному при помощи искусственного интеллекта.

Юлия Шампорова
Специальные призы жюри получили актеры Денис Хохрин за роль в фильме «Мальчик-птица» Савелия Осадчего и Дарья Михайлова за роль в фильме «Взрослый сын» Ивана Шкундова. Рассказываем о том, какие фильмы программы нам особенно запомнились.
Полный метр в этом году оценивали Игорь Толстунов, Андрей Прошкин, Илья Тилькин и Сабина Еремеева,
Уже третий год подряд «Короче» формально нельзя называть фестивалем исключительно короткометражного кино, ведь помимо основной программы коротких метров, в которой в этом году было представлено 26 картин, и многочисленных дополнительных спецпоказов, у киносмотра появился конкурс дебютных полнометражных фильмов, который в этом году прозвучал чуть ли не громче «коротышей», продемонстрировав сильную программу.

«Цензурократия»
режиссер Никита Миклушов
Работу Никиты Миклушова можно скорее охарактеризовать как видео-арт, это бессюжетное экспериментальное кино, в котором на фоне красивой и спокойной природы, солнечного неба, мирно журчащего ручейка, типовой квартиры, книжного шкафа, мужской и женской фигуры
в кадре внезапно появляется блюр, пятно, цель которого в российском кино последних лет — скрыть от глаз зрителя «нежелательные» предметы. Миклушов здесь работает с блюром как с полноценным героем своего произведения, мутный круг живет на экране, растет, объединяется с другими блюрами, за ним наблюдяют герои, которых он, в конечном итоге, и поглощает практически полностью.

В конечном счете, заблюрить можно все, и солнце, и человеческое лицо… Но ничего, кроме недоумения и смеха зрителей это не вызовет.

«Цензурократия» - это оригинальная работа, в которой режиссер осмысляет природу цензуры и пытается понять, как она меняет произведение и реакцию зрителей на него.
«Взрослый сын»
режиссер Иван Шкундов
Режиссер Иван Шкундов признается, что для него важно снимать кино про скромных, порой ничем не примечательных людей, потому что именно на них строится наша жизнь, и его дебютный фильм — хорошее тому подтверждение. Здесь нет экстраординарных событий или нешуточных страстей, но зато есть очень важные жизненные выборы, перед которыми встают все герои. Очень здорово, что в качестве главной героини режиссер выбирает женщину за 50 – таких героинь очень мало в современных российских картинах, где преобладают молодые девушки. Видимо, ошибочно считается, что истории таких женщин не важны,
а их жизнь мало, чем может удивить. «Взрослый сын» успешно опровергает этот стереотип: Мария встречает свою позднюю любовь, Михаила
и осторожно верит, что супружеское счастье можно построить в любом возрасте. Она переезжает
к партнеру и даже готовится выйти замуж,
когда в квартиру Михаила заселяется его взрослый сын, который воспринимает пару в штыки и не готов мирно делить с ними пространство.
Эта ситуация становится серьезным испытанием
на пути к построению новых отношений
и по-новому раскрывает личность не только сына, но и отца. При этом в отношениях с возлюбленным Мария соблюдает собственное достоинство,
а в случае, если что-то идет не так, готова переехать обратно и не терпеть грубость, жадность или запои. Очень ценно, что героиня выбирает себя
в отношениях, а не отношения любой ценой,
это важная мысль, которая довольно громко перекликается с картиной «Москва слезам не верит», где героиня вытаскивает возлюбленного
из запоев, терпит его нарциссизм и потребность безосновательно быть главой семьи. Из нынешнего дня это смотрится дико, и картина Шкундова хорошо это подчеркивает.
«Закругляемся»
режиссер Глеб Хлебников
Черная комедия «Закругляемся» по замыслу
чем-то похожа на «Человек — швейцарский нож» режиссёров Дэниела Шайнерта и Дэниела Квана. Это история о сыне, который выкрал из морга тело отца и ведет с ним задушевные разговоры. Только вот на следующее утро из-за похмелья он об этом не помнит, сестра по телефону в панике сообщает, что труп пропал, а старика герой находит в собственной ванной. Задача главного героя спросонья после тяжелой попойки —доставить труп отца обратно в морг и попутно найти в себе силы на искреннее прощание.

Пусть идея картины и не нова, но у режиссера Глеба Хлебникова и исполнителя главной роли Андрея Прыткова получилось создать талантливые абсурдистски-смешные сцены на довольно провокационном материале.
Если бы не пошлейшая сцена обсуждения матери, которая просто испортила картину своей вульгарностью, фильм можно было бы назвать одним из самых сильных в блоке.
«Ганди молчал
по субботам»
режиссер Юрий Зайцев
Скажем честно, по отношению к этому фильму, на несколько лет застрявшему в производстве,
у зрителей и критиков были завышенные ожидания и требования. В итоге, кто-то не понял, о чем история, кто-то не оценил формат, кому-то понравилось или нет. Нам – да. Фильм с Марком Эйдельштейном и Дарьей Екамасовой не только заставляет ностальгировать по триумфальной «Аноре», но и обладает довольно оригинальной формой с крутыми анимационными вставками, которые периодически превращают фильм
в стильную анимацию; главным героем, разрушающим четвертую стену и общающимся со зрителем напрямую (этот прием удачно использует и Кирилл Логинов в другом конкурсном фильме «Три свадьбы и один побег»); стилистикой Уэса Андерсона с визуальной симметрией и центрированием кадра и яркими актерскими работами.

Зайцев в довольно притчевой форме рассказывает, что чаще всего внутренняя боль и страдание заставляют человека прислушаться к чужой боли и постараться помочь. Это произошло и с 16-летним парнем Сашей по кличке Мот, выросшем в богатой
и благополучной семье. Его мир рушится после внезапного ухода отца из семьи, и от внутренней боли он находит лекарство — помочь другому человеку. Он случайно знакомится с женщиной, которая живет в подземном переходе, она потеряла сына и спустя десять лет пытается его найти. Мот приводит ее домой и хочет помочь женщине излечиться от боли.
«Ганди молчал по субботам» — это написанная широкими мазками тонкая история взросления, сострадания и природы доброты.
«Самый лучший
Новый год»
Екатерина Мавроматис, известный в киноиндустрии профессионал, написавшая сценарии для целого ряда популярных фильмов и сериалов («Выше неба» Оксаны Карас, «Яна+Янко» Наташи Меркуловой, «Пальма» Александра Домогарова – мл.) дебютировала на «Короче» со своим фильмом
в качестве режиссера. Работу Мавроматис показывали в завершающем, четвертом блоке, который был буквально пропитан духом Нового года. Едва ли не каждая вторая работа была посвящена этому празднику. Все оценили, как жаждут наши режиссеры обновления и жизни с чистого листа.
И не только они…

Несмотря на то, что выделиться тематически на этом фоне было сложно, режиссер драматургически четко и профессионально расписала эту короткую историю с трехактным делением и твистом в финале, где емко и лаконично с помощью юмора и актерских работ подключила зрителей и заставила сопереживать
и смеяться.
режиссер Екатерина Мавроматис
Неслучайно, что именно за роль в этом фильме Снегурочка Инна Сухорецкая получила специальный приз жюри фестиваля.
После сумбура и невнятицы некоторых работ четвертого блока, фильм Мавроматис ощущался как глоток свежего (и смешного) воздуха.
«Яма»
Еще один известный в индустрии профессионал, актер Егор Корешков представил на «Короче» свой дебютный короткий метр «Яма». Съемки проходили в Екатеринбурге и Свердловской области при поддержке Свердловской киностудии и онлайн-кинотеатра Start, который очень грамотно работает с коротким метром со времен «Кинотавра». Место действия этой истории – провинциальный театр оперы и балета, где играет в оркестре уже пожилой трубач. Пытаясь дожить от зарплаты до зарплаты, переживая, как его воспринимают более молодые коллеги, он вдруг получает известие, что ему пора покидать театр. Кажется, что подходит к концу и его жизнь. А все последующие события – лебединая песня скромного музыканта, отдавшего свою жизнь искусству.

Корешков в этой работе не боится излишне стилизовать и эстетизировать кадр, превращая даже скромную гримерку музыкантов в освещаемую золотым светом пещеру сокровищ.
режиссер Егор Корешков
Одна из самых ярких по визуалу работ своего блока «Яма» - это тонкая лирическая история о природе творчества.
«Сводишь с ума»
К своему полнометражному дебюту выпускница «Индустрии» Дарья Лебедева шла 14 лет, это драматургически и жанрово выверенное
(в хорошем смысле) кино, которое мало кого может оставить равнодушным. Картина определенно уже стала зрительским хитом по результатам показа
на «Короче» и имеет все шансы хорошо пройти
в прокате. 9 октября фильм выпускает «Атмосфера кино». «Сводишь с ума» - это фантастическая романтическая комедия о девушке и парне, которые конкурируют за одну и ту же питерскую квартиру
и в итоге заселяются туда оба, только в параллельных реальностях.

Между ними завязывается роман, но встреча людей, общающихся при помощи зеркала, представляется затруднительной. Одно из главных достоинств картины – сложившаяся экранная пара исполнителей главных ролей, Милы Ершовой и Юрия Насонова.
От их удачных актерских импровизаций сложно оторвать глаз.
режиссер Дарья Лебедева
«Варвара святая»
Фильм «Варвара святая» обманчиво прост, но в нем очень много смыслов и боли, которая в совокупности превращает эту картину в мощное высказывание. Мама маленькой девочки уснула и героиня не может ее разбудить, девочка вначале радуется, устраивает сабантуй и праздник непослушания, танцует, поет, отлично проводит время, а потом атмосфера все больше и больше нагнетается, а героиня, кажется, начинает понимать, что произошло непоправимое.

Эта герметичная история, по сути, соткана из детских игр, лепки снеговиков, приготовления завтраков, разговоров с роботом «Алисой», обычных детских шалостей и нелепостей, но за этим прорастает трагедия одиночества, потерянности в мире, сиротства. Однако режиссер оставляет надежду героине и зрителям, с помощью своей веры в чудо девочке удается разбудить маму, ведь святые могут творить чудеса.
режиссер Полина Капантина
«Идеально
отвергнутые»
Фильм Юлдус Бахтиозиной в ироничной манере повествует об объективизации женщин
и стереотипном отношении к ним с помощью кукол
в фарфоровом магазине. Вначале они смотрят на мир идеалистически и считают себя бесценными, но очень скоро скол или брак приводят к тому, что их просто списывают за ненадобностью. Режиссер довольно смело и иронично проводит параллели с реальной жизнью, создавая лакированный мир, который по ходу фильма становится все страшнее и страшнее.
Бахтиозина создала свою историю полностью при помощи искусственного интеллекта, и получила приз за лучшую режиссуру, что в общем, легализирует ИИ как рабочий инструмент режиссера, наряду
со многими другими.
режиссер Юлдус Бахтиозина
По словам создательницы «Идеально отвергнутых», фильм стал первой в России картиной, созданной ИИ, получившей прокатное удостоверение Минкульта.
«Три свадьбы
и один побег»
Картина Кирилла Логинова, показанная в первый фестивальный день, очень приглянулась зрителям своей добротой, юмором и легкостью. Фильм получил специальный приз от телеканала «Россия 1», предполагающий поддержку выпуска фильма, что в условиях дебютного кино является, пожалуй, самым ценным поощрением. Это история, написанная Алисой Габлия, происходит в абхазском селе Хуап. Мать пытается уследить за тремя своими уже взрослыми дочерьми, младшая из которых Амра мечтает стать актрисой после окончания школы. А вот ее мать Нуца мечтает поскорее выдать замуж всех своих дочерей, устроив таким образом их судьбу. Амра замышляет побег, но сначала ей нужно помочь сестрам удачно выйти замуж.
Эта солнечная, смешная, хулиганская комедия и зрительское кино в лучшем смысле этого слова.
режиссер Кирилл Логинов